Что такое ICO простыми словами

 

ICO (Initial Coin Offering) – первичное публичное размещение монет. Проходит перед запуском проекта, или на раннем этапе, привлекая средства на развитие.

 

Об ICO поподробнее

 

Проведение ICO стало возможным после изобретения Bitcoin. Децентрализованные цифровые платежи с защитой от двойной траты и перезаписи позволяют надёжно переводить деньги. А Ethereum обеспечивает выполнение смарт-контрактов и выпуск индивидуальных ERC20 токенов всем желающим.

 

Это породило бум ICO. Его пик пришёлся на 2017 год. Аналогично пузырю доткомов 1995-2001 годов, когда плодились стартапы и рынок криптовалют не был способен рационально оценить их потенциал, из-за новизны технологии и всеобщей эйфории.

 

История ICO ведёт к 2013 году. Тогда Дж. Р. Виллет представил проект Mastercoin на основе своей работы «The Second Bitcoin White Paper». Новый протокол и соответственно криптовалюта (MSC, а сегодня – OMNI) создавали слой поверх блокчейна Bitcoin, позволяли использовать смарт-контракты, ускоряя взаимодействие пользователей с новыми цифровыми активами.

 

По заявлениям самого Дж. Р. Виллета, он был слишком ленив, чтобы организовывать кампанию по сбору средств традиционным бюрократическим образом. Он сделал предложение сообществу купить токен MSC на старте, отправив свои BTC на «Exodus Address». Это снабжало Виллета средствами на разработку, а ранние инвесторы могли распоряжаться капиталом сразу после запуска блокчейна Mastercoin. В сборе участвовали около 500 человек и инвестировали 5 тыс. BTC, что на тот момент равнялось 500 тыс. $.

 

Успешный опыт вдохновил тысячи других стартапов на привлечение инвестиций путём ICO.

 

  • За 2014 год новые идеи собрали 36 млн. $. Тогда же появился Ethereum и сделал первичную распродажу около 70 млн. ETC (сегодня – ETH), что спустя годы на пике оценивалось в 98 млрд. $.
  • В 2017 году было проведено 875 ICO криптовалюты и собрано 6,2 млрд. $ (за один только декабрь 1,6 млрд. $).
  • В 2018 году – 1253 ICO. Собрано 7,8 млрд. $.

 

Несмотря на отрицательные очерки в прессе, и гнев инвесторов, снабженных ложной информацией, криптовалютный краудсейл превосходно выполняет свою задачу, и помог многим целевым проектам быстро развиться с помощью социального реактивного инвестирования.

 

Что такое краудфандинг

 

Crowdfunding (с англ. – финансирование толпой) – способ привлечения инвестиций, когда каждый желающий человек может отправить сумму, часто даже очень маленькую, в обмен на продукт, потенциал роста актива или даже безвозмездно.

 

Первые сборы проводились издавна. Жители сёл жертвовали деньги на строительство храма, что затем становился всеобщей собственностью. Музыкальные группы и кинорежиссеры привлекали средства фанатов на тур или выпуск качественно нового релиза.

 

С развитием интернета краудфандинг расширил область применения. Оригинальные бизнес-идеи могли предложить людям новый продукт в обмен на предварительное пожертвование. Площадка Kickstarter, одна из самых популярных, неоднократно проводила кампании, набравшие в сумме более 4 млрд. $. Часы Pebble Time собрали 20 млн. долларов и создали первые смарт-часы.

 

Отличия ICO от IPO и IEO

 

IPO (Initial Public Offering) – первое публичное размещение, может считаться предшественником ICO. Разница в том, что документация для IPO составляется командой андеррайтеров, юристов, сертифицированных бухгалтеров и экспертов из Комиссии по Ценным Бумагам (SEC). Широкая публика смогла вкладывать свои деньги в облигации. Первое в истории IPO провели в Голландии, в 1602 году. Тогда размещение с целью увеличения капитализации провела корпорация Dutch East India. В США впервые публичное размещение провёл Bank of North America в 1783.

 

IEO (Initial Exchange Offering) – легализованное ICO. Вместо бумажных облигаций инвестор тоже получает цифровые активы, криптовалюту. Но размещение проходит на биржах, после верификации. Владельцы компании должны предоставить дорожную карту проекта, провести полноценный аудит, предоставлять отчёты в надзорные органы и не забывать о налогах. IEO могло оставить название ICO, но оно было изменено в моральных целях, для понимания инвестором того факта, что это не стихийная распродажа токена, который впоследствии может утратить ликвидность из-за отказа бирж в его размещении, а краудфандинг, имеющий протекцию на уровне государства и биржи.

 

Участие в ICO

 

Обычно для покупки токенов нового проекта вам потребуется другая криптовалюта, например ETH или USDT. Создатель может продавать свой токен в неограниченных количествах, порционно на персону, либо порционно путём лотереи, где шанс получить токены зависит ещё от удачи. Это необходимо для того, чтобы капитал мог рассредоточиться в руках держателей.

 

Курс покупки нового токена при первичной продаже подразумевает скидку, потому выгодно быть в числе первых. Но всё зависит от дальнейшего развития проекта, и покупка коинов дешёво не всегда означает выгоду.

 

Современные ICO проекты чаще называются IEO (по вышеописанным причинам) и проходят на биржах и других площадках. Поищите категорию меню «Launchpad». Не удивляйтесь, если для покупки монет требуется верификация личности. Предоставление документов, адреса проживания и других деталей сегодня – нормальная практика. Это повышает в первую очередь вашу безопасность.

 

Инвестирование в ICO

 

Обратите внимание на ряд факторов для принятия взвешенного решения:

 

  • Команда проекта – страна проживания и возраст разработчиков, детали прошлого каждого из них. Есть ли у них репутация в среде. В каких компаниях они работали, и почему приняли решение о запуске своей.
  • Дорожная карта – к чему в итоге собираются прийти разработчики. Она нередко составляется на годы вперёд. Самый простой способ понять, посилен ли команде выбранный «roadmap» – обратить внимание, какие шаги они уже выполнили, перед выходом на ICO. Задумайтесь, если не сделано вовсе ничего. Сравните их дорожную карту с другими проектами из ниши: что если другие уже успешно реализовали это и продвинулись дальше. 
  • Эмиссия – сколько монет будет выпущено всего, сколько выставляется на предпродажу, сколько оставляет себе организатор. От этого зависит базовая стоимость единицы и потенциал её роста.
  • Цель – что в конечном итоге изменит проект в нашем мире, и насколько это необходимо на практике. Краудфандеры во время бума ICO покупали всевозможные монеты, ожидая их роста по примеру Bitcoin (в тысячи раз) и Ethereum (в сотни раз). Но Bitcoin стремится стать цифровым золотом (капитализация физического золота сейчас около 10 трлн. $). Ethereum – децентрализованный суперкомпьютер, необходимые затраты на взлом которого уже превышают 50 млрд. $. Если новый проект предлагает решить проблему бедности своих вкладчиков, с обещанием зарабатывать в размере 30% в месяц, это повод отказаться.
  • Валидация – если стартап размещён в сети Ethereum, FreeTON, EOS или им подобной, вопрос снимается автоматически. Он сможет легко масштабироваться сразу, и его валидность будет зависеть от родительского блокчейна сети. Поскольку такая сеть стоит несколько сотен миллиардов долларов, он получает хорошую фору в вопросе безопасности. Если же предполагается создание собственного блокчейна – каким алгоритмом будет достигаться консенсус (Proof-of-Work, Proof-of-Stake, Delegated Proof-of-Stake, Proof-of-Burn, Proof-of-Weight, Delegated Byzantine Fault Tolerance)? Валидация тесно связана с эмиссией. Классический PoW по примеру Биткоина будет всегда обеспечен расходами на электричество. А переизбыток годовой % награды для валидаторов в PoS системах вызывает инфляцию и неизбежное падение стоимости их валюты.
  • Платформа, где проходит ICO – должна быть публичной компанией, с известным CEO, его прошлым и данными налоговой отчётности. Контролирующие органы (например – SEC из США) не должны иметь к ней претензий. Это гарантирует будущей криптовалюте легальное прошлое, а значит она не будет внезапно отвергнута торговыми площадками, и не потеряет ликвидность.
  • Одобрение сообществом – криптовалютное коммьюнити по всему миру состоит из множества экспертов. Когда на горизонте появляется значимый проект, он будет обсуждаться очень активно, и можно получить общее мнение на том же форуме Bitcointalk, на Reddit или в Twitter. Если о нём нет никаких упоминаний, новостей, критики – вероятно стартап не представляет практической ценности.

 

Всегда можно взять пример с успешных ICO. Выделить особенности и сравнивать, сталкиваясь с новыми предложениями:

 

  • Ethereum – не самый крупный по собранным средствам, но безусловно лучший по объему возврата. «Теперь каждый может стать инвестором одной из самых передовых технологических компаний. Всё что вам нужно – подключиться к интернету и иметь хотя-бы 0,01 BTC». Под этим лозунгом прошло Ethereum ICO. В первые 12 часов было продано 7 млн. ETC на сумму 2,2 млн. $. К концу сезона сборов сообщество получило около 18,3 млн. $ (продав 60 млн. ETC по 30 центов). Сегодняшний ETH это тот же ETC, в один из дней в сети было необходимо провести хардфорк, и блокчейн получил ответвление. А всё из-за следующего проекта.
  • The DAO – децентрализованная автономная организация, некоммерческая, с открытым исходным кодом. Инвестиционный фонд, управляемый сообществом. Привлёк более 150 млн. $ от 11 тыс. инвесторов, но был взломан в том же году, когда появился – в июне 2016. Результатом атаки стала потеря 11,5 млн. ETC и перемещение их в руки хакеров. Чтобы избежать кризиса, в сообществе Ethereum решили сделать хард-форк и откатили основную цепь на серию блоков раньше, до момента когда случилась атака. Так сеть раздвоилась на Ethereum Classic (ETC) и Ethereum (ETH). Но DAO были сняты с листинга на крупных биржах, а SEC пришла к заключению, что их распродажа возможно нарушила финансовые законы США о ценных бумагах. История The DAO не закончилась успехом, но это ICO побило рекорд по объему собранных средств.
  • NEO – блокчейн проект с открытым исходным кодом, получивший прозвище «Китайский Ethereum» предложил ранним инвесторам приобрести свои токены по 0,032 $. В период открытия – с 2015 и до 2016 NEO привлёк 4,5 млн. $ инвестиций. В январе 2018 года его цена достигла 196,85 $. Хорошая результативность во многом достигнута с помощью поддержки государства Китая и крупных компаний – например Microsoft.
  • EOS – альтернатива Ethereum от Дэна Ларимера, известного создателя биржи BitShares, стейблкоина BitUSD, изобретателя алгоритма Delegated Proof-of-Stake, социальной сети на блокчейне – Steem. Стартовая цена токенов EOS в 2017 году была 0,925 $. Уже спустя несколько дней после релиза курс достиг 5 $. Пиковым значением было 22,89 $ в апреле 2018.

 

Риски
 

Если ICO проводится на отдельном сайте, без сотрудничества с именитыми биржами – это скорее всего опасно. Ethereum во время сбора делал именно так, самостоятельно собирая BTC на холодный кошелёк, и выдавая ранним инвесторам ETC. Но прошло много лет, и сегодня надзорные органы контролируют появление новых токенов. При подозрении в мошенничестве, или отмывании денег, криптовалюта может быть помещена в список тех, к кому нет доверия, и биржи будут вынуждены снимать её листинга, для сохранения своей репутации.

 

Потому для снижения риска рекомендуется покупать токены с ланчпадов на биржах. Там новые активы проходят аудит, и распоряжаться ими можно через удобный интерфейс. Ликвидность приобретённого токена будет гарантированно обеспечиваться площадкой, которая проводила её ICO. Или, как сегодня принято называть – IEO, ведь речь идёт о легальном размещении криптовалютного стартапа на бирже для привлечения инвестиций.

 

Проведение ICO для своего проекта

 

Подготовьте исходный код, если он открытый. Документы для верификации вас и юридического лица. Подробности: официальный сайт проекта, дорожную карту, план эмиссии. Этот минимальный набор данных позволяет выйти на контакт с биржами, и предложить им залистить ваш токен у них в ланчпаде.

 

Кошелёк предоставляет площадку для IEO, с русскоязычными консультантами и возможностью сбора средств в криптовалюте, с конвертацией в платёжные системы, привычные жителям СНГ. Помощь в регистрации юридического лица для законного размещения тоже входит в сферу нашей компетенции.

 

Рынок ICO сегодня

 

Благоприятен для инвесторов, ведь минимальные ограничения регуляторов отсекают больше потенциально мошеннических проектов.

 

Площадки совместно с биржами трудятся над исчерпывающим изложением подробностей новых стартапов. Неудачный опыт предыдущих идёт на пользу следующим.

 

Полный переход на Ethereum 2.0 позволит снизить комиссии, повысит масштабируемость. А это породит целую волну новых децентрализованных приложений. Известно, что многие проекты даже не начинали разрабатываться, понимая, что их успех спровоцирует перегрузку сети и остановит дальнейший рост.

 

Правовой статус ICO

 

Чтобы не нарушать законодательство России, стартап должен соблюдать ряд базовых правил:

 

  • Продажа токенов допустима только в обмен на другие токены (например: ETH).
  • Токены не должны быть ценными бумагами (акциями), не обещать дивиденды и не приносить прибыль гарантированно.
  • Все участники ICO проходят верификацию личности, в целях AML/KYC.
  • Токены могут использоваться для расчётов только внутри вашей внутренней или криптовалютной экосистемы. 

 

Они не могут быть платёжным средством или обмениваться на блага физического мира.

 

Проведение краудфандинга рекомендуется осуществлять, регистрируя компанию в Европе, поскольку у них существуют признанные во всём мире лицензии для криптовалютной деятельности, и ICO криптовалюты регулируются на законодательном уровне.

 

Свяжитесь с нашей службой поддержки для получения актуальной информации о законности проведения ICO или IEO в России и других странах.

Регистрируясь, вы акцептуете Оферту
Товарный знак Кошелёк.ру принадлежит
ООО "Кошелёк.ру" (ИНН 7811454512)
[email protected]
8(800)55555-89 для звонков по РФ
+7(900)55555-89 для международных звонков и мессенджеров